Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Мы в соцсетях:
Поделитесь в социльных сетях:
Газета «Железнодорожник Донбасса». Выпуск 3
© Изображение газеты «Железнодорожник Донбасса»

Дорогие Женщины!

От всей души поздравляю вас с Международным женским днем 8 Марта!

Это наш общий праздник, ставший символом преклонения перед женщиной. Как и весна, она олицетворяет начало новой жизни и любви. При всей своей слабости женщина берет на себя основную заботу о семье и детях, наравне с мужчинами добивается профессиональных высот. В работе на железнодорожном транспорте вы ни в чем не уступаете сильному полу, но за целеустремленностью и упорным трудом всегда стоят женская мягкость, понимание, сердечность.

Особая признательность и низкий поклон женщинам-ветеранам, которые в годы военного лихолетья заменили ушедших на фронт муж-чин-железнодорожников, а в послевоенные годы восстанавливали экономику страны.

Дорогие матери, любимые, сестры, подруги! В этот праздничный день примите самые искренние пожелания здоровья, благополучия, солнечного настроения, улыбок! Пусть в ваших глаза всегда отражается мирное небо!

Сергей Лесовой, председатель дорожной профсоюзной организации


Дорогие Женщины!

От всей души поздравляю вас с Международным женским днем 8 Марта!

Это наш общий праздник, ставший символом преклонения перед женщиной. Как и весна, она олицетворяет начало новой жизни и любви. При всей своей слабости женщина берет на себя основную заботу о семье и детях, наравне с мужчинами добивается профессиональных высот. В работе на железнодорожном транспорте вы ни в чем не уступаете сильному полу, но за целеустремленностью и упорным трудом всегда стоят женская мягкость, понимание, сердечность.

Особая признательность и низкий поклон женщинам-ветеранам, которые в годы военного лихолетья заменили ушедших на фронт муж-чин-железнодорожников, а в послевоенные годы восстанавливали экономику страны.

Дорогие матери, любимые, сестры, подруги! В этот праздничный день примите самые искренние пожелания здоровья, благополучия, солнечного настроения, улыбок! Пусть в ваших глаза всегда отражается мирное небо!

Сергей Лесовой, председатель дорожной профсоюзной организации


Дорогие женщины-ветераны!

Примите самые сердечные поздравления с чудесным весенним праздником - 8 Марта!

У вас за спиной - долгие годы напряженного труда на Донецкой магистрали. Обладая глубокими знаниями, высокой дисциплиной и острым чувством ответственности, вы всегда прекрасно справлялись со своими обязанностями. А выйдя на заслуженный отдых, вы нашли свое призвание в воспитании внуков-правнуков, создании тепла и уюта в доме.

С приходом весны пусть станут реальностью ваши надежды на светлое будущее! Будьте здоровы, счастливы, бодры! Смотрите на жизнь с оптимизмом, и она вам ответит тем же!

Татьяна Супрунова, председатель Совета ветеранов дороги


От "переездной сторожихи" до машиниста поезда

Изначально предполагалось, что железная дорога станет сугубо мужской сферой деятельности: согласно легенде, царь Николай I велел "и на пушечный выстрел баб к чугунке не подпущать". Но история распорядилась иначе, и представительницы слабого пола, быстро освоив премудрости этого сложного дела, стали работать наравне с мужчинами.

"Переездная сторожиха" была единственной должностью, на которую женщины принимались практически с начала эксплуатации железных дорог Причем "переездный сторож" и "переездная сторожиха" были двумя разными должностями, и на первую, естественно, принимали только мужчин.

С февраля 1875 года женщины стали привлекаться к работе на железных дорогах в качестве телеграфисток. Согласно приказу Департамента железных дорог, их число не должно было превышать 15% от общего штата телеграфистов, а получить работу могли только девицы и вдовы.

Со временем список "женских" профессий на железной дороге расширился. Женщин разрешили принимать на должности переездных сторожей, конторщиков, переписчиков, счетоводов, чертежников, билетных кассиров. Но, как указывалось в разрешении министра путей сообщений от 7 октября 1892 года, число лиц женского пола не могло превышать 20% от общего числа служащих по указанным выше должностям в каждом из отделений служб.

Прошел всего десяток лет, и Министерство путей сообщения, стремясь к повышению образовательного уровня агентов службы движения, признало желательным, чтобы на всех железных дорогах был предпринят опыт замещения должностей начальников станций, их помощников и кассиров женщинами, окончившими средние учебные заведения. Уже в 1903 году при Императорском русском техническом обществе в Санкт-Петербурге были открыты железнодорожные курсы, на которые принимались мужчины и женщины, а в Москве - технические женские курсы по строительной, механической и электротехнической специальностям.

В 1912 году Министерство путей сообщения инициировало рассмотрение вопроса "о расширении пределов женского труда на железных дорогах", а спустя два года на транспорт пришли работать первые в России женщины-инженеры путей сообщения - выпускницы Женского политехнического института, защитившие дипломные проекты по программе мужского Путейского института.

После мобилизации мужчин на фронта Первой мировой войны "железка" остро нуждалась в кадрах. Из-за возросших грузоперевозок "пригодный мужской элемент” перемещался на должности, требующие по условиям своей работы исключительно мужчин, поэтому весной 1916 года министр путей сообщения дал согласие в качестве временной меры на привлечение лиц женского пола, отвечающих условиям приема на службу железных дорог

После Октябрьской революции женщинам стали доступны должности, о которых раньше они могли только мечтать. Во второй половине 30-х годов XX века им покорилась даже сугубо мужская специальность - машинист паровоза. Первой в России женщиной-машинистом стала знаменитая Зинаида Троицкая. 8 марта, в свой день рождения, она сдала экзамен на машиниста в депо Москва-Сортировочная. В 1938 году, когда остро ощущалась нехватка работников ведущих профессий, Зинаида Троицкая выступила с призывом "Девушки - на паровоз!".

Сегодня трудно переоценить роль женщин в работе железной магистрали. Они осваивают современные технологии, обслуживают сложнейшее оборудование и по достоинству занимают самые высокие посты в служебной иерархии.


Сильные профсоюзы - опора Республики

"Сильные профсоюзы - надежда и опора Республики" - под таким девизом 25 февраля прошел в доме Славянской культуры в Донецке профсоюзный форум, посвященный первой годовщине Федерации профсоюзов Донецкой Народной Республики. Решение о создании Федерации было принято на I съезде профессиональных союзов ДНР 21 февраля 2015 года.

Сильные профсоюзы - опора Республики

С годовщиной создания Федерации профсоюзов ДНР участников форума поздравил глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко.

- Профсоюзы относятся к тем общественным органам управления, которые, прежде всего, обязаны думать о человеке труда, -сказал он. - Ваша основная задача - наладить прямой, быстрый и правдивый канал связи между властью и обществом.

Сильные профсоюзы - опора Республики

В настоящее время в Федерацию профсоюзов Донецкой Народной Республики входят 24 отраслевых профсоюза, объединяющих более 2-х тысяч первичных организаций различных сфер и отраслей. Желание стать членами профсоюзов изъявили более 300 тысяч человек.

- За минувший год нам удалось построить социальный диалог с органами законодательной и исполнительной власти, мы участвовали в принятии законов социальной направленности, программ социально-экономического развития городов, - рассказал председатель Федерации профсоюзов ДНР Максим Паршин, выступая перед собравшимися. - В нашей работе появились новые направления: проведение благотворительных акций, волонтерское движение, обеспечение членов профсоюзов гуманитарной помощью. Уже сегодня нами начата работа по организации детского и семейного летнего отдыха. Также мы не отступаем от наших главных задач - усиления общественного контроля в вопросах охраны труда, создания новых профсоюзных организаций. Только вместе мы сможем выполнить намеченные планы во благо трудового Донбасса! - подчеркнул Максим Паршин.

На Форуме были награждены лучшие отраслевые профсоюзы ДНР, представленные в шести номинациях. В рамках конкурса оценивалась работа по дальнейшему повышению эффективности и усиления роли профсоюзов в защите социально-экономических прав и интересов своих членов, укреплению организационного профсоюзного единства, созданию условий приобщения к традициям и корпоративной культуре профсоюзов и другим направлениям.

За популяризацию спорта, высокий уровень проводимых спортивных мероприятий и пропаганду здорового образа жизни профсоюз работников Донецкой железной дороги стал первым в номинации "Лучшая спортивная деятельность". Победителями конкурса в других номинациях стали: профсоюз работников образования и науки ДНР - за лучшую деятельность по социально-экономической защите членов профсоюза; профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности ДНР - за лучшую законотворческая деятельность; профсоюз работников Пенсионного фонда ДНР - за лучшую инициативную деятельность; профсоюз работников энергетики и электротехнической промышленности ДНР - за лучшую новую деятельность; профсоюз работников МЧС ДНР - за лучшую командную деятельность. Победителям были вручены грамоты, кубки и ценные подарки.

Сильные профсоюзы - опора Республики

Представляя наш профсоюз в качестве победителя в номинации "Лучшая спортивная деятельность", председатель профсоюза работников Донецкой железной дороги Сергей Лесовой подчеркнул, что стаж физкультурно-спортивного клуба "Локомотив" составляет более 60 лет - он был создан в 1953 году после объединения в единую магистраль Южно-Донецкой и Северо-Донецкой железных дорог. За эти годы коллективом дороги создана серьезная физкультурно-спортивная база, в составе которой - спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, теннисные корты, конно-спортивная база.

- Вопрос организации физкультурной и спортивно-массовой работы в нашей организации является одним из основных направлений деятельности профсоюзных организаций всех уровней -от первичек до Совета профсоюза, - подчеркнул Сергей Лесовой. - Ежегодно на дороге формируется и реализуется план спортивномассовой работы. Среди его многочисленных мероприятий - проведение спартакиад среди структурных подразделений и отраслевых служб дороги по 9-ти видам спорта. В них принимают участие 114 коллективов структурных подразделений дороги с числом участников более 3 тысяч человек. Также ежегодно проводится спартакиада профсоюзных активистов с участием команд от территориальных организаций и Совета профсоюза. Отдельно проходят спортивные игры молодежи по двум группам - среди команд Советов молодежи территориальных профсоюзных организаций и среди учебных заведений по 12-ти видам спорта. Проводятся также чемпионаты и первенства спортивных коллективов по отдельным видам спорта. В итоге ежегодно в спортивных мероприятиях активно участвуют более 12 тысяч работников дороги.

Для железнодорожников, членов их семей и населения на спортивной базе Донецкой магистрали организована работа физкультурно-оздоровительных групп и спортивных секций, через которые проходит более 120 тысяч человек. Поэтому вполне логично, что в июле прошлого года команда профсоюза работников Донецкой железной дороги показала отличные результаты в спартакиаде "Спортивная профсоюзная семья - залог здорового будущего республики", организованной Федерацией профсоюзов ДНР.

Сильные профсоюзы - опора Республики

По инициативе железнодорожников и при поддержке Совета профсоюза на базе ФСК "Локомотив" в Иловайске проводились международные турниры по боксу и тяжелой атлетике, на которых наши спортсмены достойно выступали в соответствующих весовых категориях. А команда "Локомотив" физкультурно-спортивного клуба Дебальцево в декабре прошлого года стала победителем республиканских соревнований трудящихся предприятий Донецкой Народной Республики по мини-футболу.

- Мы уверены, что эта победа далеко не последняя в копилке спортивных достижений наших членов профсоюза! - заявил Сергей Лесовой.

Выступая перед участниками форума, он рассказал и о других направлениях работы профсоюза работников Донецкой железной дороги:

- За отчетный год правовой инспекцией труда Совета профсоюза были защищены права более 3 тысяч его членов, а на защите безопасных условий труда стоит техническая инспекция труда. Профсоюз оказывает материальную помощь железнодорожникам, травмированным на производстве. Благодаря действенному сотрудничеству с Российским профсоюзом железнодорожников, гуманитарную помощь в виде продуктовых наборов получили более 28 тысяч работников магистрали и ветеранов. Прошлым летом 267 детей железнодорожников оздоровились в лагере "Экспресс" Северо-Кавказской железной дороги.

Форум закончился, но впереди у профсоюзов Республики еще много работы, ведь на протяжении более чем вековой истории остается неизменной их главная задача - защита прав и социальных гарантий трудящихся.


Правовая защита

Верховный суд Донецкой Народной Республики при участии правового инспектора труда Чернятьева В. С. решением от 3 февраля 2016 года обязал Управление Пенсионного Фонда в Центрально-Городском районе города Горловки начальнику тяговой подстанции Иловайской дистанции электроснабжения П. зачислить в льготный стаж период работы по профессии старшего электромеханика контактной сети и назначить пенсию с момента подачи заявления 19 августа 2015 года.


Гуманитарные грузы для Донецкой магистрали

Гуманитарная помощь Российской Федерации позволяет Донецкой Народной Республике восстанавливать инфраструктуру и постепенно улучшать качество жизни граждан. Об этом заявил в ходе отчетной пресс-конференции, состоявшейся в Донецке 24 февраля, министр транспорта ДНР Семен Кузьменко.

Информируя журналистов о проделанной работе за минувшую зиму и перспективах на новый год, Семен Кузьменко уделил особое внимание вопросам гуманитарной помощи Российской Федерации, полученной транспортниками Донбасса.

- В октябре 2015 года Министерство транспорта начало получать гуманитарную помощь от Российской Федерации на восстановление инфраструктуры ДНР, - рассказал глава ведомства. - В рамках этой работы со стороны РФ было передано 16,5 тысяч тонн грузов. Основная номенклатура - строительные материалы: кирпич (63 тыс. шт.), стекло листовое (36 тыс. м?, цемент (1300 тонн). Большая номенклатура специфического железнодорожного оборудования, которое предназначено для замены устаревшего и разрушенного в результате боевых действий на объектах ГП "Донецкая железная дорога", - стрелочные переводы, рельсы, железобетонные и деревянные шпалы, электрооборудование.

Снабжение гуманитарной помощью ведется целенаправленно на основании Акта оценки состояния объекта жизнеобеспечения, который составляется Комиссией территориального отдела управления восстановлением ЦУВ ДНР. Только по поврежденным железнодорожным объектам Республики составлено 243 таких документа.

По состоянию на 24 февраля в работе уже находится 25% от полученного груза. Остальные объемы целевой гуманитарной помощи начнут осваиваться позже.

- На данный момент есть проблема, связанная с температурным режимом, который не позволяет приступить к ряду восстановительных работ, -пояснил министр и напомнил, что это не основная часть гуманитарной помощи - грузы будут приходить на протяжении всего 2016 года.

Спецподразделение защитит от диверсий

В ДНР создано специальное подразделение по борьбе с диверсиями на железной дороге. "Железнодорожная структура имеет свою специфику, и воинских подразделений недостаточно для закрытия всех угроз", - заявил министр транспорта ДНР Семен Кузьменко, напомнив, что мы уже столкнулись с несколькими фактами диверсий.

Спецподразделение защитит от диверсий

На ремонтно-восстановительные работы участка пути на перегоне Ясиноватая - Ско-товатая, пострадавшего от подрыва 16 февраля, у железнодорожников ушло меньше суток. Была выполнена замена 24 разрушенных взрывом железобетонных шпал со скреплением и заменено 2 рельса длиной по 25 метров. В ликвидации последствий подрыва участвовало 20 рабочих, задействовался восстановительный поезд и другая спецтехника. Сумма причиненного подрывом ущерба составила порядка 200 тысяч рублей плюс - затраты на ремонт восьми сошедших с рельс вагонов.

Сейчас перегон Ясиноватая-Скотоватая функционирует в стандартном режиме. "Если увеличится нагрузка грузопотока по этому направлению, то мы готовы включить его в ночное время", - сказал Семен Кузьменко на своей пресс-конференции 24 февраля.

Как отметил министр, перегон уже оборудован для работы по ночам: установлены вышки, площадка, освещение и камеры, но пока движение по нему осуществляется только в светлое время суток.


Перевозки набирают обороты

На Донецкой железной дороге набирает обороты работа по грузоперевозкам. Так, за февраль было погружено более 5,5 млн тонн грузов, что на 2 млн тонн больше, чем за аналогичный период 2015 года (165 %) и на 240 тыс. тонн больше по сравнению с январем 2016-го.

Перевозки набирают обороты

После прекращения активных боевых действий на территории Республики железнодорожники бросили все силы на восстановление поврежденной инфраструктуры, и со второй половины 2015 года объемы грузоперевозок начали расти. В частности, было возобновлено движение через линию разграничения на участках Скотоватая-Ясинова-тая, Майорская-Никитовка, Шипилово-Сентяновка.

В Донбассе сконцентрированы основные предприятия угольной и горно-металлургической отраслей, связанные между собой производственными цепочками. После того, как они начали оживать и увеличили объемы производства, у железнодорожников выросли объемы погрузки. Например, благодаря работе Ап-чевского металлургического комбината идет погрузка на станции Коммунарск; со станции Каракуба грузы Комсомольского рудоуправления отправляются для медкомбинатов Кривого Рога, Запорожья и в Енакиево. Для внутренних потребностей Республики уголь для Старобешев-ской ТЭС доставляется на станцию Новый свет.

- Большая часть угля идет на экспорт для электростанций, обеспечивающих потребителей светом и теплом, - рассказал первый заместитель начальника службы перевозок Дмитрий По-хила. - В основном идет погрузка энергетического угля, а также перевозка сортовых углей после обогащения. Отгрузка производится на Энергодар, Бурштын, Чернигов, Дарницу.

По словам Дмитрия Похилы, в настоящее время увеличились объемы погрузки основной номенклатуры грузов: флюсов, черных металлов, кокса, химикатов, минеральных удобрений.

В службе перевозок отмечают, что работа железнодорожников усложняется экономической блокадой региона: остро сказывается нехватка дизельного топлива, запчастей для ремонта тягового подвижного состава. Тем не менее, за январь 2016 года выполнение технического плана составило 113,2 % - сверх плана было погружено 10 192 вагона, а в феврале среднесуточная погрузка составила порядка 3 тыс. вагонов.

Весна идет, весне - дорогу!

С приходом весны у работников дистанций защитных лесонасаждений прибавилось хлопот. Уже сегодня в ПЧЛ Дебальцево, Ясиноватой и Иловайска готовятся к озеленительному сезону, объезжают территории, проводят ревизию предприятий. Всего за месяц им нужно привести в надлежащее состояние всю полосу отвода и подготовить зеленый материал для посадочных работ.

Весна идет, весне - дорогу

На ГП "Донецкая железная дорога" создано более 4 тыс. гектаров снегозадерживающих, ветроослабляющих и водоемозащитных лесополос. Как рассказал ведущий инженер отдела эксплуатации службы пути Анатолий Краус, несмотря на сложную обстановку, структурными подразделениями службы пути своевременно проводятся планово-предупредительные работы - полосы отвода приводятся к нормативному состоянию, производится вырубка просек под

ЛЭП и линиями связи.

Кроме хозяйствования на объектах защитного лесоразведения и их охраны, дистанции защитных лесонасаждений работают над воспроизводством деревьев и кустарников - заготавливают семян древесных и кустарниковых пород, выращивают посадочный материал. В частности, выращиванием долговечных и биологически устойчивых насаждений на Донецкой железной дороге успешно занимаются в Криничанском лесопитомнике

ПЧЛ-7 Иловайск.

Как и другие подразделения ГП "Донецкая железная дорога", дистанции защитных лесонасаждений активно восстанавливают свои объекты, поврежденные в результате боевых действий. В ПЧЛ Ясиноватской, Иловайска и Дебальцево от обстрелов пострадали теплицы и производственно-технические здания.

- В наше тревожное время содержать огромное зеленое хозяйство очень нелегко, - говорит Анотолий Краус. - Мы надеемся на лучшее обеспечение средствами малой механизации, обновление парка автотракторной техники. Но уже сегодня наши сотрудники делают все возможное, чтобы на Донецкую стальную магистраль поскорее пришла весна!

Анна Маранды


Этот сильный слабый пол

Уже не одно десятилетие эти милые и, казалось бы, слабые женщины доказывают, что путейцем могут с успехом работать и представительница слабого пола. В летний зной и зимнюю стужу они трудятся рядом с мужчинами и не понаслышке знают, сколько весит молоток, костыльный лом или домкрат.

Для дорожного мастера участка диагностики колеи Ясиноват-ской дистанции пути Аллы Шалаевой ее предприятие - второй дом.

- В нашей семье все горняки, а моя судьба - железная дорога, -говорит она. - Работа всегда нравилась, потому что ты причастен к большому делу - обеспечению бесперебойной работы поездов.

Алла Леонидовна не мыслит себя без невероятно трудного и ответственного путейского дела и предана ему уже целых 30 лет. Она - прекрасный специалист, который знает и любит свою работу и заряжает своим примером членов бригады.

- В процессе работы мужчины относятся ко мне, как к равной, несмотря на то, что я хожу в юбке, - говорит Алла Леонидовна. -Мои владения - 3-й участок 11-го околотка. У нас 56 стрелочных переводов, 19 километров главного пути. Ненормированный рабочий день, все вопросы приходится решать независимо от времени суток и каких либо причин.

Алла Шалаева

На вопрос, не страшно ли работать во время обстрелов, женщина, не задумываясь, отвечает:

- Страшно, но работаем. Весь город ходит на работу! Страшно, не страшно, а надо...

На железную дорогу Алла Шалаева пришла 20-летней девчонкой. После окончания Дебальцев-ского техникума железнодорожного транспорта по распределению попала в Ясиноватскую дистанцию пути и сразу же была назначена бригадиром.

- После окончания техникума в путевое хозяйство пришло много девушек, - вспоминает Алла Леонидовна. - Но после декрета или получения высшего образования многие из них перешли в другие службы, а в дистанции пути остались работать единицы. Понять их можно: этот тяжелый физический труд не все могут выдержать. Взять хотя бы наш рабочий путевой инструмент. Тот же молоток весит 5 кг, костыльный лом - 8 кг, домкрат - 19-20 кг В 90-е годаы женщин постепенно стали переводить в другие подразделения, я же осталась на своей должности, ведь моя работа напрямую не связана с подъемом тяжестей.

Алла Шалаева больше 20-ти лет отработала бригадиром пути, затем - дорожным мастером. В 2006 году была награждена знаком "Почетный железнодорожник".

- По молодости хотелось проявить себя, показать, что могу работать наравне с мужчинами, -признается она. - Иногда самой не верится, что столько лет посвятила такому тяжелому и ответственному труду.

Более 35 лет работает в Яси-новатской дистанции пути Наталья Рудая. После окончания Де-бальцевского техникума железнодорожного транспорта она пришла на работу в ПЧ-21 оператором путевых измерений. Потом трудилась помощником дорожного мастера. Благодаря огромному опыту и высокому профессионализму, Наталья Александровна способна решить даже самые сложные технические вопросы, касающиеся путевого хозяйства.

Более 25 лет занимается этим трудным и, как принято считать, не женским делом Елена Сли-пенькая. На своем 5-м участке ей наверное, знаком каждый болт. Елена Геннадиевна начинала свою трудовую деятельность бригадиром по текущему содержанию и ремонту путей и искусственных сооружений Ясиноват-ской дистанции пути. Она не только работала наравне с мужчинами, но и умела отлично организовать работу бригады и точно знала: чтобы добиться надежности колеи, необходимо знать все нюансы участка, как свои пять пальцев, и всегда держать под контролем слабые места.

Сейчас Елена Слипенькая -дорожный мастер, занимается диагностикой пути и осуществляет контроль его технического состояния.

Наталья РудаяНаталья Рудая

Елена Викторовна Кукина трудится на Донецкой железной дороге с 18 лет. Работала учетчиком, телефонистом производственной связи, маляром-штукату-ром строительно-монтажного поезда. Сейчас Елена Кукина - техник производственно-технического отдела Ясиноватской дистанции пути. Эта работа требует особой ответственности и оперативности, ведь вся информация о повреждениях проходит через них.

Так справедливо ли высказывание: "Женщины - это слабый пол"? Если говорить о силе духа - вряд ли. И судьбы наших героинь - яркое тому подтверждение.

Алла Сергеева


Ангел-хранитель с бумажными крыльями

Сколько бы ни говорили о том, что в наш век высоких технологий книги отошли на второй план, уступив место Интернету и электронным носителям информации, с этим в корне не согласна заведующая технической библиотекой на станции Иловайск Виктория Вурсал.

Виктория Вурсал

- В интернете не всегда можно найти нужную информацию, а книги содержат фундаментальные знания, без которых невозможна учебная, научная и производственная деятельность, - убеждена Виктория Вурсал. И это не просто слова - во время жарких боев за Иловайск она спасла уникальный библиотечный фонд -около 23 тысяч книг.

Летом 2014 года завбиблиотекой оказалась в эпицентре боевых действий. Когда взрывной волной в библиотеке выбило окна, она связала все книги стопками и сложила в горы, накрыв их пленкой и старыми шторами, чтобы уберечь от дождя и пагубного для книг грибка.

- Мне предлагали уехать, но я не смогла все бросить, - рассказывает влюбленная в свою работу женщина. - Иловайск -мой родной город. Библиотечные стены знакомы мне с детства - мама тут работала в кабинете политпросвещения. Да и свой трудовой путь я начала именно в этой библиотеке почти 30 лет назад.

Пока продолжалась битва за Иловайск, Виктория Николаевна была анге-лом-хранителем для жителей близлежащих домов. В расположенном в здании библиотеки бомбоубежище еще времен Великой отечественной войны они спасались от артобстрелов. Виктория Вурсал помогала горожанам в обустройстве временного пристанища. Вместе с мужем переносила в убежище стулья из читального зала и снятые с петель двери, чтобы на них могли спать люди, занималась распределением гуманитарной помощи, а главное - не жалела слов поддержки.

В бомбоубежище жили 106 человек, в том числе старики и дети. Не хватало еды, воды, лекарств. Не было света. Морально всем было очень тяжело. И чтобы как-то отвлечь людей, Виктория Николаевна приносила им книги. В перерывах между обстрелами она вместе с несколькими мужчинами бежала на второй этаж библиотеки и хватала стопку книг.

- Некоторые удивлялись: стреляют, а я бегу с огнетушителем проверять, нет ли возгорания в хранилище. Ведь, если бы случился пожар, сгорели бы не только книги - могли задохнуться люди, которые прятались в подвале.

Все по-разному реагировали на происходящее в городе.

- В бомбоубежище была четырнадцатилетняя девочка - она очень боялась, -вспоминает Виктория Вурсал. - Я принесла ей сборник стихов Есенина. Она читала их вслух, чтобы заглушить звуки рвущихся снарядов, а потом и сама начала писать стихи.

Сегодня все книги снова стоят идеальными рядами на своих привычных местах, а Виктория Николаевна с любовью рассказывает о своих подопечных.

- Вот тут находится техническая литература: это бесценные книги - некоторые уже не переиздают. А здесь - читальный зал, абонемент, книгохранилище... Весь фонд уцелел!

Иловайск и объекты железнодорожной инфраструктуры продолжают восстанавливаться, и в город возвращаются специалисты, которым необходима техническая литература. Заведующая технической библиотекой в любой момент готова ее предоставить.

Виктория Вурсал всегда в творческом поиске: она сотрудничает с волонтерами, готовит тематические выставки, устраивает "библиотечные гостиные", другие культурно-массовые мероприятия и всегда рада посетителям библиотеки.

Анна Маранды

Официальный сайт Главы
Официальный сайт главы ДНР
Совет Министров ДНР
Совет министров ДНР
Официальный сайт республики
Официальный сайт республики
Министерства и ведомства ДНР
Министерства и ведомства ДНР
Орган управления:
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Наше месторасположение: