Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Мы в соцсетях:
Газета «Железнодорожник Донбасса». Выпуск 4

Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла!

Примите самые искренние поздравления с Днем Победы!

Проходит время, но не меркнет подвиг советского воина-освободителя в годы Великой Отечественной войны, и сегодня мы с особой теплотой чествуем поколение победителей.

Мы отдаем дань глубокого уважения каждому, кто воевал на передовой или трудился в тылу, адресуем слова искренней благодарности всем, кто поднимал страну из руин, с чувством горечи вспоминаем тех, кому не суждено было вернуться в родные стены.

В этот праздничный день желаем всем ветеранам крепкого здоровья, активного долголетия, внимания и любви близких! Низкий поклон победителям за спасенный мир! Вечная память павшим на полях сражений!

Владимир Сазонов, и. о. генерального директора ГП "Донецкая железная дорога", Сергей Лесовой, председатель дорожной профсоюзной организации


Дорогие ветераны, пенсионеры-железнодорожники!

От чистого сердца поздравляю Вас с самым почитаемым в народе праздником, который подарил нам цветущий май, - Днем Победы!

Хочется низко поклониться тем, кто прошел фронтовыми дорогами Великой Отечественной, кто ковал Победу в тылу за героизм и мужество, за то, что сумели выжить и выстоять.

Желаю встретить праздник с хорошим настроением в кругу родных и близких Вам людей. Крепкого Вам здоровья, благополучия, мирного неба над головой! Пусть ничто не омрачает Вашу жизнь. Верьте, она непременно наладится, и все у нас будет хорошо!

Татьяна Супрунова, председатель Совета ветеранов Донецкой железной дороги 


Дорогие Ветераны Великой Отечественной Войны - фронтовики и труженики тыла!

Поздравляю вас с Днем Великой Победы! День Победы - это священный праздникдля каждого из нас. Символ национальной гордости и воинской славы, беспримерного мужества и доблести советских воинов.

В этот праздничный день самые теплые поздравления и слова благодарности мы адресуем, прежде всего, ветеранам, труженикам тыла, людям, чье детство было опалено войной -всем тем, кто на своих плечах вынес тяготы ратного труда. "Все для фронта, все для Победы!"" - под таким лозунгом жили целых 4 года все советские люди, в их числе - работники прифронтовых и тыловых железных дорог

Огромен вклад железнодорожников в общую Победу! Поезда эвакуировали промышленность Донбасса в тыл. На фронт эшелоны везли боеприпасы и технику. Бронепоезда обеспечивали огневую поддержку.

Наши отцы и деды - поколение Победителей, отстоявших свободу, подаривших мир народам и странам, жизнь будущим поколениям. Мы гордимся, что живем и общаемся с участниками тех героических событий, учимся на их военных и трудовых подвигах быть преданными Родине, стойкими и мужественными.

Наш святой долг во все времена бережно хранить память о павших на полях сражений, глубоко чтить живущих рядом с нами ветеранов войны и тыла. Им мы обязаны Великой Победой, героическим трудом в годы восстановления Родины от послевоенной разрухи. В наших сердцах память о Вашем подвиге! Низкий поклон Вам за Победу! Светлая память воинам, павшим на полях сражений!

Пусть в эти праздничные дни отступят все тревоги, светлое настроение придет в каждый дом. От всей души желаю здоровья, светлых, долгих и спокойных дней жизни, душевного тепла, внимания и заботы близких! Мира, счастья, благополучия, бодрости духа! С Днем Великой Победы!

С искренним чувством глубокой признательности, Игорь Андриенко, и.о. министра транспорта ДНР


Дорогие земляки!

Сердечно поздравляю вас со второй годовщиной празднования Дня Республики!

Донбасс - удивительный край с богатой историей и самобытной культурой. Сегодня Донецкая Народная Республика - это динамично развивающееся государство. 11 мая 2014 года его жители объединились в готовности нести и развивать идею независимости нашей Республики, делать свою Родину процветающей.

Пусть знаменательная дата в истории Донецкой Народной Республики принесет всем нам радость, светлые надежды и добрые перемены.

От всей души желаю вам крепкого здоровья, мира, счастья, благополучия и успехов в созидательной деятельности во имя процветания нашего Отечества.

Игорь Андриенко, и.о. министра транспорта Донецкой Народной Республики


В поисках выхода из кризисной ситуации

Сегодня Донецкая железная дорога переживает сложнейший период. Почти три месяца не выплачивается заработная плата, у предприятия нет средств на приобретение дизтоплива, запчастей, материалов, необходимых для обеспечения полноценного производственного процесса. В последних числах апреля, ситуация, сложившаяся на Донецкой железной дороге, обсуждалась на собраниях представителей трудовых коллективов Донецкой железной дороги в Донецке, Ило-вайске, Ясиноватой, Дебальцево. Трудящихся в первую очередь интересовали перспективы выплаты задолженности по зарплате, вопросы сохранения социальных гарантий, пути выхода из кризиса, дальнейшая судьба Донецкой железной дороги.

В поисках выхода из кризисной ситуации

- В течение длительного времени ГП "Донецкая железная дорога" не получает финансовые средства от ПАО "Укрзалiзниця" за фактически выполненную работу. Это не позволяет выплатить заработную плату работникам за февраль-апрель 2016 года, что приводит к нагнетанию социальной напряженности в коллективе, - сказал, выступая перед трудящимися, исполняющий обязанности министра транспорта ДНР Игорь Андриенко и пообещал всемерную поддержку железнодорожникам.

Выбивать финансовую почву из-под ног Донецкой железной дороги начали уже давно. С февраля 2016 года прекратилось перечисление средств за выполненные грузовые перевозки "донецкой стороне". Деньги не перераспределись между всеми участниками перевозочного процесса (в первую очередь, ГП "Донецкая железная дорога") пропорционально выполненному объему услуг по перевозкам, а полностью уходили в региональный филиал "Донецкой железной дороги" ПАО "Украинская железная дорога", зарегистрированный в Красном Лимане.

В поисках выхода из кризисной ситуации

Как результат, донецкие железнодорожники, полностью выполняющие свои служебные обязанности, перестали получать заработную плату. И это при том, что еще с ноября 2014 года на Донецкую магистраль прекращены централизованные поставки комплектующих, запчастей, дизельного топлива. Сложившаяся ситуация ставит под угрозу транспортное обслуживание промышленных предприятий региона. Поэтому сегодня для недопущения срыва перевозочного процесса предприятие вынуждено запрашивать у партнеров необходимые материалы и топливо.

Все это время руководство Донецкой железной дороги и профсоюзы продолжают искать пути выхода из кризисной ситуации. Многочисленные встречи и письменные обращения в Укрзал1зницю, Кабинет миниспров Украины, Президенту Украины не принесли желаемого результата и пока четкий механизм решения проблемы не найден.

Сегодня для разрешения ситуации с невыплатой заработной платы работникам Донецкой железной дороги предлагается два варианта - перейти на работу в Донецкую дирекцию железнодорожных перевозок регионального филиала "Донецкая железная дорога" ПАО "Укрзалiзниця" (Красный Лиман) либо в ГП "Донецкая железная дорога", действующую под юрисдикцией ДНР.

Согласно решению ПАО "Укрзалiзниця", сотруднику ГП " Донецкая железная дорога", написавшему заявление о переводе, гарантируется пятидневный режим работы с сохранением за ним непрерывного стажа, выслуги за отработанное ранее время, надбавок, премий и всех существующих льгот. Однако пока это только на словах. Как будет на самом деле - неизвестно.

Об этом говорил, выступая перед представителями трудовых коллективов, и.о. начальника ГП "Донецкая железная дорога" (Украина) Игорь Романенко. Он пояснил, что в штате Донецкой дирекции планируется сохранить 18 тыс. 313 человек, в Луганской - 6 тыс. 57 человек. "Нам нужно приложить все усилия для сохранения Донецкой железной дороги, сохранения рабочих мест и технологии работы", - отметил он.

Главный инженер-первый заместитель генерального директора ГП "Донецкая железная дорога" (ДНР) Владимир Сазонов, в свою очередь, подчеркнул, что каждый железнодорожник должен самостоятельно сделать выбор дальнейшего пути.

В правовом поле ДНР для начала предлагается организовать однодневную рабочую неделю (с понедельника по среду работник будет продолжать трудиться в ДП "Донецька зал1зниця").

- В дальнейшем предусмотрен переход на трехдневную рабочую неделю, а по мере стабилизации экономической ситуации и увеличения поступления денежных средств - пятидневную, - рассказал В. Сазонов.

По его мнению, в случае создания двух дирекций, работающих на территории ДНР, Донецкая дорога не сможет самостоятельно развиваться, приобретать запчасти, дизтопливо, оплачивать электроэнергию.

- Кроме того, мы должны понимать, что для развития молодой республики, в которой мы живем, нужны налоговые отчисления, в частности, от производственной деятельности ГП "Донецкая железная дорога", - сказал он, акцентировав внимание на том, что сегодня наша дорога остается работоспособной благодаря энтузиазму железнодорожников.

Отвечая на вопросы о будущем Донецкой железной дороги, Владимир Сазонов рассказал, что в первую очередь будут восстанавливаться тяжелые предприятия: вагонные и локомотивные депо.

- Сегодня мы фактически лишены ремонтной базы, а если ее нет, мы не сможем зарабатывать денежные средства, -пояснил он. - Что касается трудовых коллективов, нам придется объективно подходить к решению кадровых вопросов. Например, если раньше мы с гордостью констатировали, что Дебальцево -это мощный железнодорожный узел, имеющий 22 предприятия и порядка 10 тысяч работающих, то сегодня движенческая и поездная работа идет в основном на направлении Торез-Иловайск.

В поисках выхода из кризисной ситуации

Как заявил председатель профсоюза работников Донецкой железной дороги Сергей Лессовой, сегодня основная задача - организовать работу таким образом, чтобы трудящимся своевременно и в полном объеме выплачивалась заработная плата. Только после этого можно будет вести речь о дополнительных льготах и гарантиях в ГП "ДЖД" (ДНР).

- Все нормативные документы, регулирующее переход дороги в правовое поле ДНР, уже приняты, - рассказал он. -Между руководством ГП "Донецкая железная дорога" и Советом профсоюза работников Донецкой железной дороги подписано промежуточное соглашение, которым определены трудовые и социальные гарантии работников, которые будут включены в новый Коллективный договор.

Что касается долгов по зарплате, Сергей Лесовой проинформировал, что профсоюз уже собрал пакет документов для подготовки иска в суд от имени трудового коллектива Донецкой железной дороги (Украина) о невыплате заработной платы и готов отстаивать интересы трудящихся как в украинских судах первой инстанции, так и в Европейском суде по правам человека.

Светлана Коваль


Тревожная тенденция

В 2016 году отмечается увеличение количества транспортных происшествий на Донецкой железной дороге. Так, за 1 квартал текущего года было допущено 18 случаев (из них 2 серьезных) против 4 инцидентов за аналогичный период прошлого года.

Увеличилось количество транспортных происшествий по следующим хозяйствам: локомотивному - 5/1; пути -3/1; сигнализации и связи - 4/0; электроснабжения - 2/1; пригородных пассажирских перевозок - 4/0. По каждому случаю были приняты действенные меры реагирования.

Особую обеспокоенность вызывает рост транспортных происшествий в локомотивном хозяйстве, а именно в ТЧ-14 Дебальцево-Пассажирское, начальник депо О. Н. Калеватых (4 против 1 за аналогичный период 2015 года), и в ТЧ-20 Ясиноватая-Западное, начальник депо Д. В. Подлипанов (1 против 0 за аналогичный период 2015).

Для повышения качества профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и автотранспорта специалистами аппарата безопасности движения в 1-м квартале текущего года выполнялись плановые мероприятия. Были проведены технические ревизии на 21 предприятии, контрольные проверки устранения замечаний предыдущих технических ревизий на 16 предприятиях. Кроме этого, было проведено 389 проверок, выявлено 3185 нарушений.

Виктор Снецкий, главный ревизор по безопасности движения поездов и автотранспорта


Ушел летописец Донецкой магистрали

1 мая 2016 г. на 74-м году ушел из жизни Борис Михайлович Свердлов, почетный железнодорожник, многолетний редактор газеты "Железнодорожник Донбасса". Его по праву называли летописцем Донецкой магистрали.

Родился Борис Свердлов 6 июня 1941 г. в Чите. После окончания Читинской средней школы поступил в железнодорожное училище, где получил профессию электромонтера.

Три года молодой специалист обслуживал коммуникационное оборудование в Читинской дистанции сигнализации и связи, совершенствовал профессиональное мастерство в дорожной технической школе. А после получил высшее образование - закончил географический факультет Читинского пединститута. В студенческие годы работал редактором газеты "Учитель". Талантливого журналиста заметило руководство редакции "Забайкальская магистраль" и пригласило на должность корреспондента.

Ушел летописец Донецкой магистрали

В Иркутском государственном университете Борис Михайлович получил второе высшее образование - получил диплом журналиста. Более двух десятков лет проработал собственным корреспондентом во всесоюзной газете "Гудок". Из-под его пера вышли такие известные книги о железнодорожной отрасли, как "И розы бывают плакучие...", "Ясиноватая: беру груз на себя", "Восхождение" и др.

Светлая память о Борисе Михайловиче Свердлове навсегда сохранится в сердцах тех, кто его знал, с кем он работал.

Руководство Донецкой железной дороги, дорожная профсоюзная организация, коллектив редакции "Железнодорожник Донбасса" приносят глубокие соболезнования родным и близким покойного.


Терновый венец хирурга

"Не ищи хорошего лекарства - ищи хорошего врача", - гласит народная мудрость, которая даже с поправкой на время сохраняет и поныне свою актуальность. Искать знающего медика в нашем случае долго не пришлось, он "обнаружился" сам собой благодаря тому, что мне довелось готовить материал о людях, чьи годы были опалены войной. Так я познакомился с главным хирургом Донецкой магистрали Джахандаром Юсубовым.

Терновый венец хирурга

Он выбрал медицину, хорошо зная, на что идет. Выбрал терновый венец, ибо путь хирурга -сплошные тернии. Тут уже не принадлежишь ни себе, ни семье, а всецело им, больным. Ты тот, единственный, кто может помочь. И не задумываешься - клятва Гиппократа обязывает.

Когда началась война, Джахан-дар Юсубов, как и большинство его сверстников, хотел на фронт, защищать родину. Да молод был - всего двенадцать лет. Не брали таких пацанов в армию. Может поэтому его военная биография переплелась с рабочей.

Джахандар Юсубов родился в крестьянской семье, в селе, что находится на границе трех республик: Армении, Грузии и Азербайджана. Многонациональным было село. Летом люди работали в горах Армении, а в период уборки спускались в долину... Отдыхать было некогда. Так шло военное детство Джахандара.

- Я с каким-то подобострастием следил за нашим сельским врачом, - говорит Джахандар Рустамович. - Мне его работа была интересна до невозможности. Уже в детстве земляки окрестили меня доктором. Помню, сестре случайно разбили голову камнем. Взял я ножницы, вырезал вокруг раны волосы, обработал одеколоном - зажило. Лечил себе и друзьям пораненные ноги, ходили то в основном босиком. Так что выбор профессии был предопределен. После окончания Джахандаром школы с золотой медалью, отец за прощальным ужином сказал: "Посмотри на мои мозолистые руки. Они, как бы трудно ни было, помогут тебе стать доктором".

Молодой доктор приехал в шахтерский край сразу же после окончания Бакинского мединститута, да так и остался тут, почувствовав, что нужен людям здесь.

В больничном кабинете Юсубо-ва всегда висел портрет известного на весь Донбасс доктора, бывшего профессора медицинского института Каро Овнатоняна...

- В Донбасс я попал по распределению, - вспоминает Юсубов. - Вначале работал хирургом в отделенческой больнице на станции Ясиноватая. Через пять лет возглавил хирургическое отделение. Помню, мы попросили Каро Томасовича осмотреть тяжелобольного. Он сразу откликнулся. Внимательно ознакомился с материалами обследования, с рентгеновскими снимками, которые я сам сделал. А потом пригласил меня в клиническую ординатуру при его кафедре в Донецком мединституте. Но вскоре по ходатайству начальника врачебно-санитарной службы дороги Мартеросяна из Министерства здравоохранения пришло указание срочно вернуть меня обратно в Ясиноватую. И тогда Каро сам отправился к начальнику дороги. Главный довод его был такой: через два года Юсубов вернется на место, но уже высококвалифицированным специалистом. Так и случилось. Вообще, я очень многим обязан Каро Томасовичу. Для меня он является эталоном не только в хирургии, но, прежде всего, в отношении к людям. При всей своей занятости он мог беседовать со мной часами. Я приходил в его дом, как в родной, пользовался библиотекой. Его интересовало буквально все: и моя методика операций, и быт, и особенно детство. Это был удивительный человек.

Кандидатскую диссертацию Джахандар Рустамович защищал, работая врачом. Талантливый доктор сразу взялся за лечение язвенных болезней. Изобрел новый шов, так называемый погружной гемостатический, отличающийся от ранее известных в хирургической практике. Его преимущество состоит в том, что полностью исключается кровотечение из краев раны, удается избежать деформации стенки органа.

Был у доктора Юсубова случай. Привезли больную, которой до этого четыре раза делали резекцию желудка. Предстояла пятая операция. На утреннем врачебном совещании взвесили все "за" и "против". Больная в тяжелейшем состоянии, инвалид, семейная жизнь из-за болезни на грани полного разлада. Удалось все же поставить человека на ноги, сняли инвалидность, и в семье все наладилось.

У хирурга свои правила и заповеди: оперируй, минимально травмируя; становясь к операционному столу, будь готов к любым неожиданностям. На первый взгляд, врач медлителен в своих действиях, но в том то и дело, что каждое свое движение он тщательно анализирует, вселяя тем самым уверенность в благополучном исходе операции.

В семейном архиве Юсубовых хранится пожелтевший листок в конверте - письмо от пациента: ".Вы всегда, каждый день перед моими глазами. После ваших золотых рук на здоровье свое не жалуюсь. В моем доме, кажется, все преуспевают. Дети учатся и работают успешно. Сын занял второе место на республиканской олимпиаде по физике, а какой музыкант и шахматист! Джахандар Рустамович, дорогой! Как ты себя чувствуешь? С таким сердцем и душой ты обязан прожить минимум сто лет, а дальше, сколько душа пожелает.".

Трудно подсчитать, сколько сложных операций в активе кандидата медицинских наук, отличника здравоохранения, почетного железнодорожника, кавалера ордена "Знак Почета" Джахандара Юсубова. Да, впрочем, легких и не было. Успешная борьба за жизнь и здоровье людей способствовала укреплению его авторитета на всей дороге. Не случайно к тяжелобольным, требующим оперативного вмешательства, выезжал на линию главный хирург.

Но не только в этом была его заслуга. Обладал Джахандар Рустамович и большими организаторскими способностями. В подчинении у него было 50 хирургов и 12 хирургических отделений.

Умел Юсубов чуть ли ни с первого взгляда распознать талантливого врача. Возможно, именно это его качество помогло укомплектовать линейные медучреждения квалифицированными специалистами.

Приметный рост Джахандара Юсубова никак не сочетается с его манерой говорить вполголоса, без всяких аффектаций. Особое очарование его речи придает кавказский акцент. Говорит короткими фразами, и после каждой -пауза. Будто прислушивается, не стонет ли кто. Бывают и в его душе бури, но только нет им пути наружу. Он - доктор, и привык держать себя в руках. Всегда! Везде!

Валерий Веселов


Станция назначения - Москва

Сегодня, когда наша Родина переживает тяжелые военные времена, хочется снова и снова обращаться к героическим страницам истории Великой Отечественной войны нашего народа против немецко-фашистских захватчиков, черпая в них силу духа, так необходимую нам, чтобы верить в свою правоту.

Станция назначения - Москва

Вчитываясь в знакомые страницы, невольно ловишь себя на мысли о том, что только теперь ты по-настоящему понимаешь значение скупых фронтовых сводок с, казалось бы, простым арифметическим перечислением потерь. Понимаешь, как тяжело приходилось нашим прадедам и прабабушкам, которые не просто выжили в той тяжелейшей войне, но и победили, отстояв для нас право на жизнь и свободу оставаться самим собой.

До самой оккупации в ноябре 1941 года две донецкие железные дороги - Северо-Донецкая и Южно-Донецкая продолжали осуществлять перевозки военных грузов - металла, руды, нефти, хлеба, и, конечно, угля. Вся работа проводилась под постоянными вражескими бомбардировками и артиллерийским огнем. За последние четыре месяца 1941 года на объекты Северо-Донецкой дороги немецкая авиация совершила свыше 200 налетов и сбросила 1400 бомб. Поэтому военные эшелоны уходили на передовую в ночное время. Часто их сопровождали вооруженные ополченцы и комсомольские истребительные батальоны, которым помогали разгружать боеприпасы и продукты, принимать и размещать раненых.

Когда частям Красной Армии удавалось хотя бы на время отбить атаки противника и отбросить врага, шахтеры сразу же принимались за возрождение своих предприятий и продолжали добывать уголь для страны. Горнякам помогали железнодорожники - коллективы военновосстановительных поездов. В конце 1941 года, после победы советских войск под Москвой, донецкие железнодорожники решили отправить москвичам поезд с углем, в котором так нуждалась столица. На станциях Кондрашевская-Новая, Дол-жанская и Щетово было отремонтировано несколько вагонов, а родаковцы подготовили два паровоза ФД. В Должанской, Фа-щевке, Краснодоне, Красном Луче, Антраците, Кипучей, Ровеньках в вагоны по ночам загружалось топливо. Наконец, сформированный эшелон был доставлен в Луганск, и 30 декабря тяжеловесный состав отправился в опасный путь.

Поезд следовал в непосредственной близости от лини фронта, но донецкие машинисты уверенно уходили от налетов фашисткой авиации. Через двое с небольшим суток, утром 2 января, состав прибыл на подмосковную станцию Перово. Уголь, доставленный из Донбасса, был распределен по госпиталям, больницам, предприятиям, два вагона направили столичным театрам.

"Мы всегда с Москвой, как Москва всегда с нами", - говорили, прощаясь, посланцы Донбасса. Старенький локомотив повез донецкую делегацию в обратный путь, а два красавца ФД остались у москвичей, как память о необычном угольном эшелоне.

Наталия Кожухова, заведующая отделом ДЦНТИ


Детская дорога — не игра

Моей соседкой в вагоне оказалась молодая женщина с малышом на руках. Мальчонка вертелся на маминых коленях, тянулся к окну, хныкал, всем видом выражая недовольство происходящим. Впрочем, после увесистого шлепка успокоился, покорившись родительской воле . Перехватив мой недоуменный взгляд, мать улыбнулась: "Я ведь не его катать пришла. Старшая дочь в школе учится, там у них кружок - железнодорожников готовят. Дочка хочет заниматься вместе с подругами, а я думаю, стоит ли отпускать. Вот пришла посмотреть, как это все на деле выглядит". Разговор наш происходил в вагоне состава Детской железной дороги, которая вот уже 44 года начинает в мае сезон весенне-летней практики для ребят из кружков юных железнодорожников, работающих в ряде школ области.

Детская дорога — не игра

Церемония открытия на малой Донецкой больше походила на семейный праздник, где во всем - от официальных речей до общения юных железнодорожников друг с другом - чувствовались неподдельная искренность и дружба.

Торжественную линейку, посвященную открытию Детской железной дороги, посетили почетные гости - руководство Министерства транспорта ДНР, Министерства образования, руководители министерств и ведомств ДНР, депутаты Народного Совета.

Выступая перед собравшимися, и.о. министра транспорта ДНР Игорь Андриенко, сказал:

- Каждый год весной мы по доброй традиции собираемся в этом парке для открытия очередного сезона на Детской железной дороге. Ее можно считать в какой-то мере визитной карточкой нашего города. Обучая молодых специалистов, опытные наставники воспитывают в ребятах дух патриотизма, готовят из них достойных хранителей и продолжателей славных традиций железнодорожников Донбасса.

От имени депутатов Народного Совета ребят поздравила заместитель председателя Народного Совета Республики Ольга Макеева:

- За годы своей работы малая Донецкая железная дорога стала излюбленным местом отдыха маленьких горожан. Взрослых же хочется поблагодарить за то, что они своевременно поняли, какую огромную роль играет Детская дорога не только в воспитании детей, но и в деле профориентации, за то, что сегодня у ребят есть возможность освоить азы железнодорожных специальностей. От души желаю вам светлых дней мира и доброго пути!

Перед отправкой поезда я познакомился с его машинистом Сергеем Журавским.

Детская дорога — не игра

- На Детской дороге я работаю четвертый год, - рассказал он. - Профессия не из легких, но я выбрал ее сознательно. Родители не препятствовали, хотя сами к железной дороге отношения не имеют. А меня с детства тянуло к паровозам, увлекали рисунки, фотографии поездов. Сегодня я поведу поезд в 34-й раз. Каждый рейс - это большая ответственность, отвечаешь за пассажиров, за тепловоз, но именно эта ответственность помогает поверить в себя.

Детская дорога — не игра

О том, почему ребят, словно магнитом, тянет на Детскую железную дорогу, я беседую с ее начальником Александром Евтушенко.

- Эту формулу вывести достаточно сложно, но Детская дорога меняет детей в лучшую сторону, -говорит он. - К нам часто приходят ребята, у которых дисциплина, мягко говоря, хромает. Есть и такие, кто рискует потеряться "на улице". Мы не занимаемся нравоучениями, не читаем нотаций -процесс воспитания человека, становления его как личности происходит сам собой. Постепенно детворе становится стыдно за плохие отметки в школе. Подтягиваются. Ведь самое серьезное наказание для мальчишек - это запрет на занятия на малой дороге из-за неуспеваемости.

Сезон на Детской дороге начался, как обычно, в первых числах мая. Работа здесь будет осуществляться в три смены, в соответствии с графиком. В смене сейчас 35-40 человек, в основном это учащиеся шестых-девятых классов.

- Пользу этого третьего трудового семестра трудно переоценить, - убежден Александр Евтушенко. - Дети идут к нам с большой охотой, им нравится заниматься серьезным взрослым делом. Интерес к профессии прививают инструкторы. Чем они талантливее и искреннее, тем больше вероятность, что их примеру последуют ученики. В этом смысле малая Донецкая дорога всегда гордилась своими кадрами. Может она гордиться и материальнотехническим оснащением. Здесь прекрасные учебные помещения, депо, станции, локомотивы.

Но ребят приводит в восторг другое: летом, во время учебной практики, у них появляется возможность "примерить" на себя профессии, о которых они мечтают. Уникальность дороги состоит в том, что все работы здесь выполняют юные железнодорожники. А профессий для ребят хватает. Школьники получают навыки работы машиниста тепловоза, дежурного по станции, оператора ДСП, проводника вагона, ревизора, дежурного стрелочного поста, составителя вагонов, диспетчера. Детская дорога - не игра. Это настоящая и очень интересная деятельность, нужная детям и взрослым.

- Мы учим детей быть самостоятельными, нести ответственность не только за себя, но и за своих товарищей, за пассажиров, - говорит Александр Евтушенко. -Профессию ребята чаще выбирают себе сами, но мы иногда подсказываем, в каком качестве лучше проявить себя. Если юный железнодорожник общителен, быстро находит общий язык с пассажирами - это проводник, ревизор; если "технарь" - такому прямая дорога в машинисты или ремонтники. Многие хорошо знают историю образования и становления железной дороги (об этом во время движения наши учащиеся рассказывают пассажирам). Обстановка сейчас, как вы понимаете, сложная, нестабильная, поэтому мы также рассказываем ребятам о правильном поведении в той или иной нестандартной ситуации, в случае артобстрела или бомбежки. Естественно, все это проходит под руководством инструкторов.

Еще хочется сказать несколько слов о стартовавшем в этом году новом социальном проекте для учащихся 5-11 классов. Его совместно подготовили Министерство транспорта и Министерство образования ДНР. Разрабатывая проект, взрослые стремились создать эффективную систему предпрофессионального и профессионального обучения школьников для подготовки высококвалифицированных специалистов дорожно-транспортного комплекса, ориентированных на получение профессионально-технического образования и дальнейшую работу в транспортной сфере. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что результаты есть. На практику пришли ребята с хорошими теоретическими знаниями. В текущем году к летней практике допущены больше тысячи учеников из общеобразовательных школ Республики.

Отдельные слова благодарности Александр Евтушенко выразил всем, кто помог подготовить дорогу к открытию очередного сезона. С первых дней апреля на малой Донецкой силами работников целого ряда служб Донецкой железной дороги были организованы и проведены работы по подготовке к успешному и бесперебойному функционированию в течение летних и осенних месяцев. Были осуществлены техническое обслуживание и покраска вагонов и локомотивов, текущий ремонт зданий станций и депо, проверка и подготовка железнодорожного полотна. Компетентная комиссия под руководством заместителя главного ревизора по безопасности Константина Тарана, проверив готовность объекта к работе, не выявила недостатков в подготовке Малой дороги к приему стажеров и пассажиров.

Впервые в этом году на станции "Шахтерская" был открыт музей Детской железной дороги.

- Экспонатов у нас пока немного, -говорит председатель совета юных железнодорожников Михаил Чичигин. - В основном это фотографии, касающиеся истории нашего развития с семидесятых годов прошлого столетия, памятные сувениры, форменная одежда пионеров-железнодорожни-ков тех лет. Некоторые экспонаты предоставил музей Донецкой железной дороги. Главное - начать работать. Будем собирать документы, обмениваться экспонатами с другими дорогами. Уже есть подарки от юных железнодорожников Германии, Венгрии, Болгарии.

Популярность дороги растет год от года. Достаточно сказать, что в прошлом сезоне, несмотря на непростые для Республики условия, Малая магистраль перевезла свыше 15 тыс. пассажиров. Это, конечно, не рекорд ее работы за годы функционирования, но цифра впечатляющая.

Детская дорога — не игра

После посещения Детской железной дороги остается добавить, что по-настоящему увлеченного человека видно сразу. И таких на малой Донецкой подавляющее большинство. Конечно, не все юноши и девушки пойдут работать в транспортную отрасль, но в сердце, в душе, в мыслях дорога их молодости останется навсегда.

Валерий Веселов

В нынешнем сезоне Малая железная дорога будет работать 3 дня в неделю - с пятницы по воскресенье. В день планируется осуществлять шесть рейсов; первый - в 10.30, последний - в 15.30. Стоимость детского билета - 40 рублей, взрослого - 60 рублей. 

Поделитесь в социльных сетях:
 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Автовокзалы Донбасса

Официальный сайт Главы
Официальный сайт
Александра Захарченко
Совет Министров ДНР
Официальный сайт
Совета министров ДНР
Официальный сайт республики
Официальный сайт
Донецкой Народной Респулики
Министерства и ведомства ДНР
Официальные сайты
Министерств и ведомств ДНР
ГП «Донецкая железная дорога»
ГП «Автодор»
ГП «Донавтодорпроект»
ГП «Донжелдорпроект»
ГП «Дорэнергосеть»
ГП «Республиканский учебно-технический транспортный центр»

Орган управления:
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Наше месторасположение: