09
54
25 ноября 2024
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Минтранс ДНР

В канун Дня железнодорожника в интервью корреспонденту республиканской газеты «Макеевский рабочий» начальник Донецкой детской железной дороги Александр Евтушенко рассказал о буднях малой магистрали.

«Ежегодно в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают железнодорожники. В этом году мы решили «отметить» его на страницах нашей газеты необычно. В том смысле, что мы расскажем вам не об умудренных опытом специалистах, на счету которых – сотни и тысячи километров пройденных железных дорог, а о тех, кому только предстоит стать профессионалами своего дела – о железнодорожниках будущих. Где мы их нашли? На Донецкой детской железной дороге.

Вагон под настроение

Донецк, парк Ленинского комсомола. Именно здесь, в очень уютном, спрятанном от городской суеты месте расположилась Донецкая детская железная дорога. В последний раз была на перроне детской ж/д, наверное, в детстве, поэтому приятно удивилась и красивому современному зданию вокзала, и благоустроенному перрону, и самое главное – поезду, в котором предстояло совершить маленькое путешествие.

- В каком вагоне хотите прокатиться? – спрашивает меня мой «проводник», начальник Донецкой детской железной дороги Александр Евтушенко.

- А в чем разница?

- Вагонов у нас пять, все разные, у каждого своя тема: весна, космос, ретро, футбольный клуб «Шахтер» и радуга. То есть пассажир может совершить пять поездок, и каждый раз это будут новые впечатления. Подготовка хозяйства и его содержание осуществляется за счет средств ГП «Донецкая железная дорога», структурным подразделением которой мы являемся. Никакой другой спонсорской помощи мы не получаем, все за их счет – содержание и ремонт здания, пути, вагонов. Каждый год делаем косметический ремонт перед открытием сезона.

В этот момент голос диктора прерывает наш диалог:

- Просим пассажиров занять свои места, поезд отправляется со станции «Пионерская» через две минуты.

- Поехали, - говорит Александр Иванович. – В пути пообщаемся. Иначе следующего отправления придется ждать еще 45 минут.

Садимся в вагон, едем. Свободных мест в нашем «ретро-вагоне» почти нет. Много детей, но еще больше взрослых: детвору сопровождают мамы, папы, бабушки, дедушки… Такая поездка в удовольствие для всех.

Вагон необычный. И дело не только в его тематическом оформлении. Вагон – нестандартный, для узкоколейки.

- Локомотивы и вагоны – магистральные. Такие используются в основном в горной местности, где нет возможности проложить широкую колею, и в районах крайнего севера, - рассказывает Александр Иванович.

Тем временем в вагоне появляются проводницы – девочки лет 14. Все как положено – по форме. Проверяют наличие билетов. Рассказывают пассажирам об истории детской железной дороги.

Восемь минут в пути

Тем временем наш поезд доехал к месту назначения – станции «Шахтерской». Путешествие из пункта А в пункт В длится около 8 минут.

Пока локомотив совершает необходимые маневры, чтобы выдвинуться в обратный путь, пассажирам скучать не приходится. На станции «Шахтерская» их ждет экскурсия в музей детской железной дороги (кстати, отдельный билет покупать не надо, посещение музея уже включено в стоимость билета на поезд).

Посещение музея будет интересно не только детям, но и взрослым. Многие экспонаты действительно уникальны. Часть экспозиции посвящена истории железной дороги, часть – Великой Отечественной войне. Больше всего посетителей привлекает макет железной дороги с постоянно движущимся по туннелям и пригоркам поездом. Его своими руками сделали сами ребята - воспитанники клуба железнодорожного моделирования. Поймала себя на мысли, что это своего рода медитация – можно смотреть на маленький бегущий по рельсам паровозик вечно. Но… нам пора в обратный путь.

Игра или профориентация?

Набравшись впечатлений и воочию увидев, что из себя представляет детская железная дорога (по сути, от взрослой отличается разве что возрастом проводников и машинистов локомотива, в остальном всё как у взрослых), на обратном пути спрашиваю у Александра Евтушенко:

- На ваш взгляд, это больше игра и развлечение или все-таки обучение и профориентация?

- Конечно, обучение. Детские железные дороги были в свое время созданы для того, чтобы ориентировать детей школьного возраста на профессии в сфере железнодорожного транспорта, а это не только проводник и машинист, как многие обыватели привыкли думать. Железная дорога – это и путевое хозяйство, и локомотивное, и вагонное депо, и хозяйство движения, и служба энергетики. В общей сложности в обслуживании железных дорог задействованы более 30 специальностей. В кружках «Юного железнодорожника» всему этому мы наших ребят и обучаем.

Кружки работают на базе обычных общеобразовательных школ, причем речь идет об учебных заведениях не только Донецка. Приезжают сюда и ребята из Макеевки, Ясиноватой и даже из Харцызска и Иловайска!

Набор в кружок проводят инструкторы, записаться могут все желающие, обучение бесплатное. Единственное ограничение – возраст, в кружке занимаются дети от 12 до 17 лет. Как правило, именно в этом возрасте мы всерьез задумываемся о выборе будущей профессии.

Обучение юных железнодорожников делится на две части – теоретический курс и практический. Первую проходят в зимнее время на базе своих школ, а отрабатывать полученные знания приезжают летом (с мая по сентябрь) на производственную практику непосредственно на детской железной дороге.

Первый год обучения – введение в курс дела, знакомство с железной дорогой и ее основными специальностями. А уже в последующие годы ребята могут выбрать ту специальность, которая им наиболее интересна. Девочки, как правило, хотят быть дежурными по станции и проводницами. Мальчишки – машинистами локомотива. За четыре года обучения на детской железной дороге практически не остается таких специальностей, в которых ребята бы себя не попробовали.

- Какой процент детей, прошедших у вас обучение, после школы поступает в железнодорожные вузы?

- Достаточно много. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы наши дети продолжали обучение по специальности. Большинство из них поступает потом в наш Донецкий институт железнодорожного транспорта, Ясиноватское училище №69, Дебальцевский железнодорожный техникум. У наших ребят есть приоритет при поступлении в вузы – в списках они идут первыми после льготников и медалистов. Приятно отметить, что многим удается поступить на бюджет. Берут их с удовольствием. После окончания вузов многие ребята возвращаются уже в качестве специалистов на Донецкую железную дорогу. Многие наши выпускники работают сегодня на руководящих должностях, в управлении ДоЖД.

Здесь стоит отметить, что и сам начальник Донецкой детской железной дороги, Александр Евтушенко тоже в свое время начинал свой путь в профессию с курсов «Юного железнодорожника».

На перроне встречаем двух парней в наглаженной парадной форме. Один из них – Сергей Журавский. Сегодня Сергей – студент второго курса Ростовского государственного университета путей сообщения, а не так давно – выпускник школы юного железнодорожника при Донецкой детской железной дороге.

- Я со школы знал, кем буду, когда вырасту, - говорит Сергей. – У меня с детства была тяга к этому делу. В школе детской железной дороги я занимался 10 лет! Поэтому вопросов с выбором вуза не было. Поступал в РГУПИ на конкурсной основе, сдавал на общих основаниях ЕГЭ. Конкурс был серьезный – три человека на место. Учеба в школе юного железнодорожника, конечно, помогла при поступлении. Ведь здесь мы получаем азы профессии, осваиваем разные специальности, имеем представление о многих вещах, в отличие от тех, кто поступает с нуля. Сейчас учусь на машиниста электровозов и тепловозов. Моя специализация - пассажирское и пригородное движение. Где буду работать, покажет распределение.

В год обучение на Донецкой детской железной дороге проходят около 1000 ребят. Согласитесь, не мало. Конечно, железнодорожниками из них становятся не все.

- Но не это главное, - говорит Александр Евтушенко. – Кроме того, что они получают знания в сфере железнодорожного транспорта, здесь они проходят еще и хорошую школу воспитания ответственности, получают навыки общения с пассажирами, друг с другом, учатся правильно реагировать на нестандартные, конфликтные ситуации, выступать перед людьми, а это немаловажно. Пусть не все они станут железнодорожниками, это не важно. Важно, чтобы все они стали хорошими людьми.

Елена ЧЕРНУХИНА,

«Макеевский рабочий» 01.08.2019

Поделитесь в социальных сетях:

Обращения граждан

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Денис Пушилин

Официальный сайт

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Для бизнеса

Министерство транспорта ДНР
приглашает перевозчиков

ГУП ДНР «Автодор»
ГУП ДНР «Донавтодорпроект»
ГУП ДНР «Донжелдорпроект»
ГУП ДНР «Республиканский учебно-технический транспортный центр»
ГУП ДНР «Администрация морского порта города Мариуполя»
Народный Совет ДНР
Официальный сайт
Народного Совета ДНР
Правительства ДНР
Официальный сайт
Правительства ДНР
Официальный сайт республики
Официальный сайт
Донецкой Народной Респулики
Министерства и ведомства ДНР
Официальные сайты
Министерств и ведомств ДНР

Данные загружаются...
Орган управления:
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Сведения о регистрации:
ОГРН 1229300156150
ИНН юридического лица 9303027417