00
21
07 декабря 2019
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Минтранс ДНР

Профессия железнодорожника всегда требовала мужества, немалой физической силы, выносливости и весьма обширных технических знаний. Стальные магистрали объединили бескрайние просторы России – сначала Империи, а потом – СССР. Соответственно, появилась и целая система знаков отличия наиболее проявивших себя в нелегком труде работников железной дороги.

В царской России форма железнодорожника мало отличалась от военной, к ней полагались особые «фирменные» пуговицы, шитые серебром погоны и даже кортик. Мундир подчеркивал принадлежность специалиста к технической элите Российской Империи.

А 30 ноября 1901 года в память пятидесятилетия открытия движения по «главной» Николаевской железной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом, который состоялся 1 ноября 1851 года, был учрежден «Знак отличия за долголетнюю беспорочную службу». Право на получение знака предоставлялось линейным служащим Николаевской железной дороги, прослужившим усердно и беспорочно 25 лет.

После Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны, в которой рабочие железнодорожники Донбасса приняли самое деятельное участие, в молодой Стране Советов начался бурный рост промышленного производства. Труд железнодорожника был востребован, а машинисты стальных локомотивов были в большом почете. Да и вообще, технический прогресс в те переломные годы прочно ассоциировался с железной дорогой. «Наш паровоз, вперед лети»!.. – пели в то время.

Постановлением Совета народных комиссаров СССР в феврале 1931 года за каждым локомотивом закреплялись две постоянные бригады. Они несли полную ответственность за содержание своего паровоза. Газета «Правда», ВЦСПС, Народный комиссариат путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников впервые организовали Всесоюзное соревнование, или, как тогда его называли, конкурс спаренных паровозных бригад. По результатам конкурса 56 лучших машинистов-ударников получили право называться «Лучший машинист СССР». В ходе конкурса спаренных локомотивных бригад появилась одна из первых наград советских железнодорожников – значок «Лучшему машинисту СССР».

13 мая 1933 года Центральный исполнительный комитет СССР учредил для награждения работников транспорта профессиональную награду – значок «Почетному железнодорожнику». Значок «Почетному железнодорожнику» утвержден 15 мая 1934 года Народным комиссаром путей сообщения Андреевым как высшая профессиональная награда железнодорожного транспорта СССР.

Циркуляром НКПС № 89/ЦОА от 20 мая 1934 г. на сеть дорог отправлено положение о Почетном знаке железнодорожника. Он выдавался работникам железных дорог Союза ССР за следующие заслуги на железнодорожном транспорте:

– за предотвращение крушения поездов, гибели транспортных сооружений, подвижного состава, машинного оборудования и спасение потерпевших при крушении;

– за образцовое проведение особо ударных работ и заданий;

– за внесение в дело транспорта технических улучшений;

– за образцовую работу, результатом которой явились технические и экономические достижения на транспорте;

– за изобретательскую деятельность;

– за заслуги в научно-исследовательской работе в области транспорта.

Первым почетным железнодорожником в стране стал Семен Кутафин. Он впервые разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов, позволившую в реальных условиях вдвое ускорить их продвижение. В историю вошло и то, что в порядке эксперимента и передачи своего опыта новатор провел угольный маршрут из Донбасса в Ленинград за 5 дней и 10 часов, тогда как другие подобные составы находились в пути не менее 8 – 10 суток.

На реверсе значка на пластине надпись: «Тов. Кутафину С. В. за социалистическое отношение к труду 1Д.Н.К. Н.К.П.С.» и дата награждения. Значок выполнен из серебра 916 пробы. Накладные части – паровоз, знамя, ленточка, колосья, звездочка – золотые. На гайке видна надпись изготовителя значка «Всекохудож, Москва, №11, Кузнецк. мост». Значок «Почетному железнодорожнику» №1 и удостоверение к нему, подписанное лично наркомом А. А. Андреевым, хранились в Центральном музее революции СССР в Москве.

Первая командировка Семена Кутафина в роли уже инспектора НКПС была на Донбасс. Там была наиболее густая железнодорожная сеть и более многочисленный коллектив паровозников и движенцев.

Во время войны, 22 сентября 1943 года, для поощрения особо отличившихся лиц начальствующего и рядового состава железнодорожного транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено положение и восемь новых нагрудных знаков, выполненных из бронзы в четырех вариантах: желтые (позолоченные), белые (посеребренные), никелированные и оксидированные: «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник». Право награждения нагрудными знаками предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог

21 июля 1960 года коллегия Министерства путей сообщения СССР признала необходимым пересмотреть Положение о значке «Почетному железнодорожнику» и разработать новый образец. Транспорт в техническом развитии ушел далеко вперед, символика на аверсе значка не отображала происшедших перемен. В новом знаке вместо паровоза на лицевой части помещен электровоз. Изменено его крепление к одежде – он стал носиться на прямоугольной колодке, а сам знак стал выполняться из бронзы или латуни.

Последний знак «Почетному железнодорожнику» был введен уже после распада Советского Союза – он утвержден Указанием № 225у  МПС СССР от 26 ноября 1992 года. Парадокс тут лишь кажущийся. Великая страна прекратила свое существование, но железнодорожников бывшего Союза продолжала объединять дорога: одинаковая ширина колеи, единые технические требования к подвижному составу, расписание движения поездов и многое другое.

На промышленном, трудолюбивом Донбассе во многом сохранились традиции уважительного отношения к нелегкой, но почетной и ответственной профессии железнодорожника. Поэтому история наград тружеников стальных магистралей – это во многом живая летопись производственных побед и Донецкой железной дороги.

Поделитесь в социальных сетях:

ГП «Донецкая железная дорога»
ГП «Автодор»
ГП «Донавтодорпроект»
ГП «Донжелдорпроект»
ГП «Дорэнергосеть»
ГП «Республиканский учебно-технический транспортный центр»
Народный Совет ДНР
Официальный сайт
Народного Совета ДНР
Правительства ДНР
Официальный сайт
Правительства ДНР
Официальный сайт республики
Официальный сайт
Донецкой Народной Респулики
Министерства и ведомства ДНР
Официальные сайты
Министерств и ведомств ДНР
Данные загружаются...
Орган управления:
Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики
Наше месторасположение: