В канун Дня железнодорожника в интервью корреспонденту республиканской газеты «Макеевский рабочий» начальник Донецкой детской железной дороги Александр Евтушенко рассказал о буднях малой магистрали.
«Ежегодно в первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают железнодорожники. В этом году мы решили «отметить» его на страницах нашей газеты необычно. В том смысле, что мы расскажем вам не об умудренных опытом специалистах, на счету которых – сотни и тысячи километров пройденных железных дорог, а о тех, кому только предстоит стать профессионалами своего дела – о железнодорожниках будущих. Где мы их нашли? На Донецкой детской железной дороге.
Вагон под настроение
Донецк, парк Ленинского комсомола. Именно здесь, в очень уютном, спрятанном от городской суеты месте расположилась Донецкая детская железная дорога. В последний раз была на перроне детской ж/д, наверное, в детстве, поэтому приятно удивилась и красивому современному зданию вокзала, и благоустроенному перрону, и самое главное – поезду, в котором предстояло совершить маленькое путешествие.
- В каком вагоне хотите прокатиться? – спрашивает меня мой «проводник», начальник Донецкой детской железной дороги Александр Евтушенко.
- А в чем разница?
- Вагонов у нас пять, все разные, у каждого своя тема: весна, космос, ретро, футбольный клуб «Шахтер» и радуга. То есть пассажир может совершить пять поездок, и каждый раз это будут новые впечатления. Подготовка хозяйства и его содержание осуществляется за счет средств ГП «Донецкая железная дорога», структурным подразделением которой мы являемся. Никакой другой спонсорской помощи мы не получаем, все за их счет – содержание и ремонт здания, пути, вагонов. Каждый год делаем косметический ремонт перед открытием сезона.
В этот момент голос диктора прерывает наш диалог:
- Просим пассажиров занять свои места, поезд отправляется со станции «Пионерская» через две минуты.
- Поехали, - говорит Александр Иванович. – В пути пообщаемся. Иначе следующего отправления придется ждать еще 45 минут.
Садимся в вагон, едем. Свободных мест в нашем «ретро-вагоне» почти нет. Много детей, но еще больше взрослых: детвору сопровождают мамы, папы, бабушки, дедушки… Такая поездка в удовольствие для всех.
Вагон необычный. И дело не только в его тематическом оформлении. Вагон – нестандартный, для узкоколейки.
- Локомотивы и вагоны – магистральные. Такие используются в основном в горной местности, где нет возможности проложить широкую колею, и в районах крайнего севера, - рассказывает Александр Иванович.
Тем временем в вагоне появляются проводницы – девочки лет 14. Все как положено – по форме. Проверяют наличие билетов. Рассказывают пассажирам об истории детской железной дороги.
Восемь минут в пути
Тем временем наш поезд доехал к месту назначения – станции «Шахтерской». Путешествие из пункта А в пункт В длится около 8 минут.
Пока локомотив совершает необходимые маневры, чтобы выдвинуться в обратный путь, пассажирам скучать не приходится. На станции «Шахтерская» их ждет экскурсия в музей детской железной дороги (кстати, отдельный билет покупать не надо, посещение музея уже включено в стоимость билета на поезд).
Посещение музея будет интересно не только детям, но и взрослым. Многие экспонаты действительно уникальны. Часть экспозиции посвящена истории железной дороги, часть – Великой Отечественной войне. Больше всего посетителей привлекает макет железной дороги с постоянно движущимся по туннелям и пригоркам поездом. Его своими руками сделали сами ребята - воспитанники клуба железнодорожного моделирования. Поймала себя на мысли, что это своего рода медитация – можно смотреть на маленький бегущий по рельсам паровозик вечно. Но… нам пора в обратный путь.
Игра или профориентация?
Набравшись впечатлений и воочию увидев, что из себя представляет детская железная дорога (по сути, от взрослой отличается разве что возрастом проводников и машинистов локомотива, в остальном всё как у взрослых), на обратном пути спрашиваю у Александра Евтушенко:
- На ваш взгляд, это больше игра и развлечение или все-таки обучение и профориентация?
- Конечно, обучение. Детские железные дороги были в свое время созданы для того, чтобы ориентировать детей школьного возраста на профессии в сфере железнодорожного транспорта, а это не только проводник и машинист, как многие обыватели привыкли думать. Железная дорога – это и путевое хозяйство, и локомотивное, и вагонное депо, и хозяйство движения, и служба энергетики. В общей сложности в обслуживании железных дорог задействованы более 30 специальностей. В кружках «Юного железнодорожника» всему этому мы наших ребят и обучаем.
Кружки работают на базе обычных общеобразовательных школ, причем речь идет об учебных заведениях не только Донецка. Приезжают сюда и ребята из Макеевки, Ясиноватой и даже из Харцызска и Иловайска!
Набор в кружок проводят инструкторы, записаться могут все желающие, обучение бесплатное. Единственное ограничение – возраст, в кружке занимаются дети от 12 до 17 лет. Как правило, именно в этом возрасте мы всерьез задумываемся о выборе будущей профессии.
Обучение юных железнодорожников делится на две части – теоретический курс и практический. Первую проходят в зимнее время на базе своих школ, а отрабатывать полученные знания приезжают летом (с мая по сентябрь) на производственную практику непосредственно на детской железной дороге.
Первый год обучения – введение в курс дела, знакомство с железной дорогой и ее основными специальностями. А уже в последующие годы ребята могут выбрать ту специальность, которая им наиболее интересна. Девочки, как правило, хотят быть дежурными по станции и проводницами. Мальчишки – машинистами локомотива. За четыре года обучения на детской железной дороге практически не остается таких специальностей, в которых ребята бы себя не попробовали.
- Какой процент детей, прошедших у вас обучение, после школы поступает в железнодорожные вузы?
- Достаточно много. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы наши дети продолжали обучение по специальности. Большинство из них поступает потом в наш Донецкий институт железнодорожного транспорта, Ясиноватское училище №69, Дебальцевский железнодорожный техникум. У наших ребят есть приоритет при поступлении в вузы – в списках они идут первыми после льготников и медалистов. Приятно отметить, что многим удается поступить на бюджет. Берут их с удовольствием. После окончания вузов многие ребята возвращаются уже в качестве специалистов на Донецкую железную дорогу. Многие наши выпускники работают сегодня на руководящих должностях, в управлении ДоЖД.
Здесь стоит отметить, что и сам начальник Донецкой детской железной дороги, Александр Евтушенко тоже в свое время начинал свой путь в профессию с курсов «Юного железнодорожника».
На перроне встречаем двух парней в наглаженной парадной форме. Один из них – Сергей Журавский. Сегодня Сергей – студент второго курса Ростовского государственного университета путей сообщения, а не так давно – выпускник школы юного железнодорожника при Донецкой детской железной дороге.
- Я со школы знал, кем буду, когда вырасту, - говорит Сергей. – У меня с детства была тяга к этому делу. В школе детской железной дороги я занимался 10 лет! Поэтому вопросов с выбором вуза не было. Поступал в РГУПИ на конкурсной основе, сдавал на общих основаниях ЕГЭ. Конкурс был серьезный – три человека на место. Учеба в школе юного железнодорожника, конечно, помогла при поступлении. Ведь здесь мы получаем азы профессии, осваиваем разные специальности, имеем представление о многих вещах, в отличие от тех, кто поступает с нуля. Сейчас учусь на машиниста электровозов и тепловозов. Моя специализация - пассажирское и пригородное движение. Где буду работать, покажет распределение.
В год обучение на Донецкой детской железной дороге проходят около 1000 ребят. Согласитесь, не мало. Конечно, железнодорожниками из них становятся не все.
- Но не это главное, - говорит Александр Евтушенко. – Кроме того, что они получают знания в сфере железнодорожного транспорта, здесь они проходят еще и хорошую школу воспитания ответственности, получают навыки общения с пассажирами, друг с другом, учатся правильно реагировать на нестандартные, конфликтные ситуации, выступать перед людьми, а это немаловажно. Пусть не все они станут железнодорожниками, это не важно. Важно, чтобы все они стали хорошими людьми.
Елена ЧЕРНУХИНА,
«Макеевский рабочий» 01.08.2019