Сегодня, 19 мая, особый день для юных железнодорожников Донецка. Ровно 48 лет назад, в 1972 году началась история новой детской железной дороги.
За годы своего существования на Малой Донецкой детской железной магистрали прошли обучение более 30 тысяч школьников, многие из которых продолжили свою трудовую деятельность, став профессиональными железнодорожниками – проводниками, ревизорами, стрелочниками, сигналистами, операторами ДСП, дикторами, помощниками и машинистами.
Проектирование и строительство Малой магистрали началось в 1971 году, активное участие в этом процессе приняли пионеры, комсомольцы и работники Донецкой железной дороги на общегородских субботниках.
Проект предполагал две очереди строительства. В первую очередь входило строительство станций «Пионерская» и «Шахтерская» с перегоном длиной в 2100 метров. Во вторую очередь входили станции «Победа» и «Партизанская», в результате чего длина трассы должна была увеличиться до 9 км. Также предполагалось строительство двухпутного туннеля сквозь террикон для возможности хранения вагонов.
В 1983 году началось строительство станции «Победа», которая даже была сдана в эксплуатацию в мае 1984 года. Но начавшийся кризис не позволил закончить строительство второй части второй очереди строительства. За годы кризиса Малая железная дорога потеряла как станцию "Победа", так и филиал в Макеевке.
И, тем не менее, в 1987 году коллектив Малой Донецкой был удостоен премии Ленинского Комсомола.
В 2006 году Донецкая детская железная дорога им. В.В. Приклонского прошла полную модернизацию и достойно встретила участников II Всеукраинского слета юных железнодорожников. В 2011 году с успехом прошел VII Всеукраинский слет, а в 2012 году работниками Донецкой железной дороги ей был передан обновленный состав "Донецкие зори", который и по сей день возит юных жителей и гостей Донецка по маршруту «станция Пионерская – станция Шахтерская».
В июне 2014 года в связи с начавшимися боевыми действиями движение поездов на Малой магистрали было остановлено. Но благодаря усилиям коллектива, дорогу удалось сохранить и уже в ноябре начались занятия в кружках. 1 мая 2015 поезд отправился в свой первый послевоенный рейс!
Сегодня это современное учебное заведение профориентационного направления стало для многих ребят вторым домом. Сотни юных железнодорожников ежегодно на базе Детской железной дороги проходят обучение, овладевают теоретическими знаниями, а далее, в ходе летней учебной практики – практическими навыками. Здесь ребята получают профессию, а также учатся целеустремленности и ответственности.